Обмен кольцами

Обычаи проведения свадьбы меняются вместе с течением лет. Каждый год молодые предпочитают отказываться от каких-то примет и ритуалов или же вспоминают свои корни и добавляют в торжество все новые и новые нюансы. Например, традиция обмениваться кольцами есть почти в каждом народе, от нее не отказываются по сей день. Круглая форма кольца олицетворяет вечность, бесконечное счастье и любовь между супругами. Кольцо, надеваемое невесте, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с традицией выкупа невесты. Кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».

 В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.

Белое платье

Некоторые традиции относительно новы в Русской культуре. К примеру, раньше на Руси подвенечное платье было красным. Первая невеста, которая надела белое подвенечное платье, была Екатерина 2, около 250 лет назад.

А вот христианский обычай встречать молодых иконой чтят не все даже в нашей стране, это личный выбор жениха и невесты.

Некоторые традиции поражают современных молодоженов. Так, до отъезда со свадебным поездом к венцу невеста много плакала, ее «горе» достигало эмоциональной кульминации во время девичника и при расставании с родным домом. По поверью, если невеста хотела быть счастливой в замужестве, на свадьбе она должна была много плакать. С момента же отъезда из дома невеста прекращала плакать. Вместе с невестой рыдали все ее подруги и родня.

Для правильной настройки невесты на вой даже приглашали специальную бабку «вопленницу», а традиция эта называется «Вытие».

Слезы невесты выражали покорность и благодарность родителям за то, что они ее «вспоили и вскормили».

Дружка не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. По народным представлениям, дружка был наделен магической силой.

Ведущий на свадьбе

Еще одна традиция, это приглашать на свадьбу Дружка (дружко) который являлся представителем жениха. Это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь. Он был главным распорядителем на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. По народным представлениям, дружка был наделен магической силой.

Друг и подруга

У дружки-шафера всегда был помощник — полудружье (DJ). Невесте полагалась подневестница, жениху — подженишник. Их основная роль — держать венцы над молодыми во время венчания.

Сватовство

Очень интересная традиция – Сватовство.

На сватовство, согласно традиции, все блюда, которые предлагаются сватам, должны быть приготовлены невестой за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха. Удовлетворившись результатами, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобития.

В назначенный день жених и близкие родственники приезжали в дом невесты. Гостей принимали с почестями. Потом отец или родственник жениха говорил о причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после чего писалась рядная запись, где указывалось, что обе стороны решили: в такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее должны выдать и дать за ней такое-то приданое (своего рода брачный договор).

Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Нарушить сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

Девичник был важным элементом и мог продолжаться от недели до двух недель. У невесты собирались «шитницы» и «девишницы», которые вместе шили до вечера, пели прощальные песни, причитания. Вечером их навещал жених с привезенным им ларцом с лакомствами и перстнями, румянами, зеркальцем, мылом, гребешком и другими подарками. Невеста же в ответ угощала чаем жениха и парней, сопровождавших его.

Мальчишник

У славян мальчишник не распространен.

Накануне венчания жених посещал баню, но, в отличие от девичника, это было просто мытьё без каких-либо магических действий и обрядов.

Выкуп

Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам — по ленте. Косу продавал младший брат невесты. Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: «пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!». Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. 

Осыпание молодых

Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались Богоявленской свечой брачные свечи.

Весной и осенью от свадебного поезда до церкви выстилали дорожку из цветов. А на купеческих свадьбах дорожка была ковровой и тянулась она прямо до алтаря.

Катание

К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином.

Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или вечеринка со свадебным столом. Такой ритуал был необходим. поскольку, надо было оповестить всех, что свадьба состоялась. Таким образом, это действо получало своеобразную юридическую силу.

Венчание (бракосочетание)

Следует отметить, что понятия «бракосочетание» ранее не существовало. Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры. От надевания венков на головы молодых и пошло понятие венчание.

Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».

С приходом христианства народное венчание было заменено церковным — церемонией заключения брака по обряду православной церкви.

Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом».

Со времен Петра I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Поскольку венчание всегда проходило в храме, оно не могло иметь место во время поста, и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами.

Благославление молодых

У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном, — всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы.

Позже благословляли молодых иначе: Отец держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос.

Застолье

Молодым нельзя было есть на свадебном пиру. Их роль строго регламентировалась. Они просто сидели. Считалось, что нельзя ничего кушать, потому что через пищу могли навести порчу или сглаз.

Второй и третий день свадьбы

На второй свадебный день все переезжали к родителям невесты, и праздник с новой силой разгорался там. В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами потчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, наконец разрезали и угощали гостей.

На третий день свадьбы молодожены сами принимали гостей у себя дома. Молодая жена угощала гостей и одаривала каждого рушником собственной работы. Так она демонстрировала свое мастерство хозяйки.

Свадебный торт (каравай)

Стоит сразу оговориться, что караваев было несколько. Первый в доме Жениха, Второй в доме невесты. Обрядовое значение каждого из них довольно значительно отличается. Караваем в доме жениха встречали молодых, а также делить его, чтобы узнать, кто в доме будет главенствовать.

При этом свадебным караваем, считается каравай, испечённый в доме невесты

Такой каравай выпекали только женщины, которые имели легкую руку и крепкий брак. Этот круглый хлеб обязательно украшался различными символами: кольцами для крепкого брака, колосьями пшеницы для богатства, листочками и лепесточками для здоровых детишек.

Его нужно было разделить между всеми гостями. Никто не должен уйти со свадьбы, не попробовав каравай.

Раньше это угощение пеклось на огромное количество человек, поэтому диаметр хлеба достигал невероятных размеров. Сейчас эту роль частично исполняет торт.